Физкультура в детском саду
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, 10-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. В детском саду есть специально оборудованный зал, в котором и проводятся занятия по физкультуре. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и т.д. (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик-попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).
Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультминутки, дающие ребенку возможность размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги необходимо одеть кроссовки/кеды.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Памятка для родителей
«Здоровье начинается со стопы!»
Уважаемые родители! Детская стопа имеет ряд морфологических особенностей: широкая в передней части и сужена в пяточной части. Пальцы имеют веерообразное расхождение. Часто встречающаяся деформация стопы у детей связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе и беге, прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка.
Форма стопы также влияет на состояние осанки и позвоночника ребенка (может привести к деформации позвоночника, травматизации межпозвоночных суставов, перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, формированию сколиоза). Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)
Факторы, влияющие на свод стопы:
Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями, физическим развитием, состоянием здоровья.
Внимание: недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, нерациональная обувь.
Какой же должна быть обувь дошкольника?
- Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7мм (недопустимо носить с зауженной носочной частью, т.к. приводит к деформации большого пальца).
- Подошва должна быть гибкой, но не мягкой (удерживать пяточную часть обуви, поднять носочную). Подошва должна быть невысокая (каблук высотой 5-10мм, который увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов).
- Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части и иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и служит для прочной фиксации стопы.
- Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена (переплетения, «окошки» и др.)
Помните, уважаемые родители, стопа оказывает влияние на весь организм, поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформации стопы с раннего возраста.
Рекомендации руководителя физического воспитания
Упражнения для стоп при плоскостопии
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается полезный комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия.
Упражнения выполняются босиком и желательно ежедневно.
1-е упражнение – это вращение стопами. Необходимо принять удобное положение на стуле, поставить пятки на пол на ширине плеч. Вращения выполняются стопами в обе стороны, поочередно. Аналогично выполняйте упражнение стоя. Необходимо сделать 10 повторений.
2-е упражнение – выполняется в положении стоп на ребрах. Его можно выполнять сидя на стуле или, стоя на полу, чередуя положения. Весь смысл упражнения - ставить стопы то на внутреннюю сторону стопы, то на внешнюю. Выполнять до 10 раз.
3-е упражнение – это разворачивание стоп. Его можно выполнять сначала стоя, опираясь руками за спинку стула, а потом – сидя. Если Вам сложно выполнять такое упражнение для ног, то можно немного присесть. Выставьте ноги на ширине плеч. Затем разворачивайте стопы - сначала соединяйте пятки, затем носки. Выполняйте не менее 10 раз.
4-е упражнение – поочередный подъем на пятки и на носки. Для этого поставьте ноги на ширину плеч, а стопы расположите параллельно друг другу. Затем не спеша выполняйте подъемы на пятках, потом на носках. Каждый вид подъем нужно выполнять по 10 раз, чередуя. Аналогичным образом выполняйте данное упражнение для стоп стоя на одной ноге. Чередуйте ноги, выполняя по 10 повторений на каждой.
5-е упражнение – это подъем на наружный свод стопы. Выполняйте его сидя на стуле, при этом ноги поставьте на внешнюю сторону стопы. Именно в таком положении стоп вставайте на ноги. Упражнение повторяйте по 10 раз, но уже с положения «сидя» на полу.
6-е упражнение – ходьба на месте. Данное упражнение нужно выполнять в быстром темпе. Носки нельзя отрывать от пола, а стопы должны смотреть немного внутрь, при этом ноги сгибаются в коленях. Бедра при выполнении раскачивайте как можно больше в стороны - влево и вправо. При этом необходимо держать ровное дыхание и стараться не шевелить плечами. Выполняйте 20-40 секунд.
7-е упражнение – это низкие выпады. Для этого станьте прямо. Сделайте уверенный выпад ногой вперед. После этого нужно поменять опорную ногу, развернувшись на 180° градусов. Обязательно держите спину прямой. Данное упражнение выполняется 10 раз.
Хороших результатов можно добиться при лечении плоскостопия и других деформаций, выполняя упражнения с гимнастической палкой (диаметр – 3см; длина – 1,2-1,5 м).
Упражнения с гимнастической палкой:
Первое упражнение – ходьба поперек палки. Для этого необходимо расположить её на середине стопы, поперек. Суть данного упражнения заключается именно в переступании по палке приставными шагами вправо и влево, от одного края к другому. Это упражнение помогает при лечение поперечного плоскостопия.
Второе упражнение – это ходьба вдоль палки. Для этого необходимо выполнять шаги по палке, расположив её вдоль стопы. Сначала начинаете идти вперед носками, обратно - задом наперед. Данное упражнение помогает при лечении продольного плоскостопия.
Третье упражнение – это катание палки ногами. Для этого нужно катать палку по полу, сначала каждой ногой по отдельности, сидя на стуле или на полу. После этого можно катать палку двумя ногами одновременно. Выполнять это упражнение нужно на протяжении 5—10 минут ежедневно.
Для детей важно все упражнения предоставлять в игровой форме. В этом Вам поможет Ваша фантазия и хорошее настроение
Гимнастика маленьких волшебников
(нетрадиционные методы работы по профилактике заболеваний)
- «Массаж шеи».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
- «Массаж области груди».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая (-ый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый)!» (Воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
- «Массаж живота».
Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулаком. Цель—улучшить работу кишечника.
- «Массаж ушей».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Лепим уши для чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим уши внутри по бороздкам.
- «Массаж головы».
Сидя, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев.
- «Массаж рук».
«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла. Трём кулаком всю руку до плеча, предплечья; ведём одной рукой вверх и затем вниз, стряхиваем «воду».