Инновационая деятельность

Инновационный проект

 

«Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования»

 

Сроки реализации: 2017–2019 гг.

 

Научное сопровождение (консультант):

Воронецкая Людмила Николаевна, доцент кафедры педагогики ФСПТ УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» кандидат педагогических наук.

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

Жмайлик Нина Владимировна, 

руководитель проекта,заведующий

      образование- высшее дошкольное

      педагогический стаж –  35 год

      стаж в должности– 5 месяцев

 

Комисарук Инна Алексеевна, воспитатель

образование- высшее дошкольное,

      высшая квалификационная категория

      педагогический стаж – 27 лет

 

Дмитрук Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по ОД 

      образование- высшее педагогическое,

      высшая квалификационная категория

      педагогический стаж –13 лет

 

 Мамайко Татьяна Васильевна, воспитатель

           образование- высшее  дошкольное педагогическое,

           вторая квалификационная категория

           педагогический стаж – 8 лет

 

  Зарецкий Павел Владимирович, педагог-психолог

               образование – высшее педагогическое

               без квалификационной категории

               педагогический стаж – 3 года

 

Ящук Татьяна Владимировна,  

               руководитель физического воспитания,

               образование – высшее педагогическое

               вторая квалификационная категория

               педагогический стаж – 10 лет

 

 

Дашкевич Зинаида Ивановна, музыкальный руководитель

               образование-среднее специальное педагогическое,

               без квалификационной категории

               педагогический стаж – 2 года

 

 

Смирнова Ирина Александровна, воспитатель

               образование-высшее педагогическое,

               без квалификационной категории

               педагогический стаж – 4 года

Цель инновационной деятельности

Актуальность внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования определяется противоречиями между:

Ø требованием социума в развитии, обучении и воспитании воспитанников разного возраста в группах кратковременного пребывания и отсутствием нужного программно-методического обеспечения;

 

Ø удовлетворения потребности практиков сферы дошкольного образования в программно-методическом обеспечении взаимодействия с воспитанниками групп, осуществления их опережающего развития.

Практическая значимость результатов инновационного проекта проявится в реальном обеспечении современными научно-методическими изданиями деятельности ребёнка и педагога в образовательном процессе групп кратковременного пребывания детей учреждений дошкольного образования.

В дошкольном учреждении работают следующие группы кратковременного пребывания детей:

Адаптационные группа

(от 1 до 2 лет)

Группа выходного дня, “Материнская школа”

(от 2 до 3 лет)

Подготовка к школе

(от 5 до 7 лет)

свернуть

О проекте

Цель инновационной деятельности – разработка комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания.

Задачи:

  • разработать стратегию и тактику внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования;
  • организовать систему методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта;
  • разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса результатов внедрения модели;
  • разработать и реализовать систему повышения компетентности всех участников инновационного проекта (педагоги, родители);
  • организовать образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей на основе разработанной модели;
  • разработать планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей;
  • разработать методические рекомендации по использованию программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования.

Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования осуществлялось в несколько этапов.  На подготовительном  этапе разработана программа инновационной деятельности, определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности, составлен план реализации инновационной деятельности. Создан комплекс условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), который обеспечил результативность и качество деятельности по внедрению модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования.

На реализационном этапе (сентябрь2017г/май 2019г) апробированы и выявлены более эффективные практические разработки познавательно-практических комплексов с детьми в различных видах детской деятельности  с учетом личностно-ориентированного подхода, составлен календарный план, соответственно которому осуществляется методическое сопровождение деятельности педагогов по реализации мероприятий инновационной проекта, разработана и реализована система повышения инновационной компетентности  педагогов учреждения дошкольного образования с использованием информационных технологий, разработана и реализована система повышения инновационной компетентности родителей.

Деятельность педагогов — новаторов велась с учётом использования  учебной программы дошкольного образования, экспериментально разработанного содержания образовательных областей «Искусство: Музыкальная деятельность» и «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для воспитанников от 1 до 3 лет, образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и физическая культура» учебной программы для воспитанников от 3 до 5 лет, образовательных областей «Ребенок и общество» и «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольное образования для воспитанников от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования,  и направлена на составления конспектов, согласно разработанной тематики, подбора материалов к занятиям и их  внедрения.

Разработка познавательно-развивающие комплексов строилась на основе:

  • отбора наглядного демонстрационного и раздаточного материала;
  • ориентации на сферу интересов воспитанников;
  • интегрированности в другие виды деятельности, которые выполняют воспитанников;
  • подбора материала о национальной культуре белорусского народа;
  • учёта опыта коммуникативно-речевого развития ребёнка в родном языке.

Для осуществления образовательной деятельности с детьми было разработано учебно-наглядное пособие, представляющее собой  мобильный экран с дополнительными деталями в зависимости от темы занятия. Дополнительные детали представляют собой элементы, изготовленные из фетра, которые крепятся  к экрану с помощью липкой ленты.

Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей от 5 до 7 лет осуществлялась  по образовательным областям «Элементарные математические представления» и «Искусство» («Изобразительная деятельность»)  и по  образовательным областям «Ребенок и общество» и «Развитие речи и культура речевого общения». Каждая тема включает несколько занятий и имеет логическое завершение.

Для осуществления образовательной деятельности с детьми были разработаны учебно-наглядные пособия, представляющее собой лепбук «С чего начинается Родина?», фетровое пособие «Этот удивительный мир» для  закрепления навыков счёта, ориентировки в пространстве, сравнения двух множеств, пособие «Соты»  для закрепления  представлений  о составе числа, игровые поля  для  каждого воспитанника,  изготовленные с использованием  липкой ленты.

Внедрение модели программно-методического обеспечения позволило:

  • разработать комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания;
  • значительно повысить интерес воспитанников к изучению образовательных областей учебной программы дошкольного образования;
  • сформировать коммуникативные, личностные качества воспитанников на основе включения их в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях;
  • повысить интерес и уважение воспитанников к культуре, традициям, обычаям белорусского народа;
  • удовлетворить потребности детей в самоутверждении и признании окружающими;
  • педагогам повысить квалификацию в данной области;
  • вызвать у родителей воспитанников потребность и заинтересованность в обучении детей белорусскому языку; культуре, традициям белорусского народа.

Деятельность команды педагогов-новаторов в рамках  реализации инновационного проекта по внедрению модели программно-методического обеспечения для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования способствовала накоплению материала, который в дальнейшем будет использован для  эффективной работы с детьми групп кратковременного пребывания.

свернуть

Учебные методические пособия

 

Учебное  методическое пособие

«Этот удивительный мир»,

используемое в работе групп кратковременного пребывания детей  с 1 до 3 лет (по образовательным областям «Ребёнок и природа» и «Искусство»

(«Музыкальная деятельность»))  с 5 до 7 лет (по образовательным областям «Элементарные математические представления»  и «Искусство» («Изобразительная деятельность»))

 

Пособие представляет игровое поле с дополнительными деталями в зависимости от темы занятия. Дополнительные детали представляют собой элементы, изготовленные с фетра, которые крепятся к игровому полю с помощью липкой ленты.

В работе с воспитанниками 5-7 лет также используется индивидуальное игровое поле, которое работает по такому же принципу (на некоторых занятиях фетровые детали заменяются на ламинированные из-за большого количества используемых на занятии элементов).

                      

         

               

 

Учебное  методическое пособие

«С чего начинается Родина»,

используемое в работе групп кратковременного пребывания детей 

с 5 до 7 лет (по образовательным областям «Ребёнок и общество»  и «Развитие речи и культура речевого общения»)

 

Учебное методическое пособие представляет собой лепбук, содержание которого соответствует темам занятий. Материал для организации работы с детьми размещается в мобильных карманах, содержание материала можно постоянно пополнять.

                            

 

                       

Для знакомства детей с малой Родиной , закрепления правил поведения на улице, участках детского сада был создан макет улицы, на которой находится детский сад.

Для закрепления представлений о цифрах, о составе числа в пределах 10 создано пособие из соленого теста «Соты»

               

свернуть

Республиканский семинар от 24 августа 2018 года.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР 

24 августа 2018 года в БГПУ состоялся Республиканский семинар, организованный центром дополнительного образования «Альтернатива» ИПКиП БГПУ совместно с кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ для участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)». Научный консультант инновационного проекта кандидат педагогических наук, доцент Людмила Николаевна Воронецкая познакомила инноваторов с теоретическими и методическими основами обобщения и транслирования педагогического опыта. Доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий Вероника Николаевна Пунчик повысила компетентность инноваторов по изучению собственного педагогического опыта, умению выстраивать эксперимент как метод познания. В результате освоения программы обучения инноваторы научились проецировать теоретические знания на практический образовательный продукт по вопросам педагогического проектирования и обобщения инновационного опыта; познакомились с формами организации инновационной деятельности; отработали общий алгоритм педагогического проектирования и описания инновационного опыта профессиональной деятельности. После окончания мероприятия слушателям были вручены справки об обучении государственного образца и сертификаты участников.

свернуть

Республиканский семинар от 10-11 декабря 2018 года.

Республиканский фестиваль инновационного педагогического опыта «Инновации как стратегия саморазвития» для педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность (10-11 декабря 2018 г.)

 10-11 декабря 2018 года в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» состоялся республиканский фестиваль инновационного педагогического опыта «Инновации как стратегия саморазвития».

Фестиваль был организован по инициативе и при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», общественного объединения «Белорусское педагогическое общество» с целью распространение инновационного педагогического опыта как эффективного обучающего ресурса педагогических работников учреждений образования республики.

В рамках работы фестиваля были проведены: блиц-панорама инновационного педагогического опыты «От инновационной идеи – к обновленной образовательной практике», ток-шоу «Инновации в сфере образования как ресурс разрешения педагогических и социокультурных проблем» с участием консультантов инновационных проектов, представителей журнала «Народная асвета» и газеты «Настаўніцкая газета», методический форум инновационных идей учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства», брифинг с участием представителей регионов, научно-педагогического журнала «Народная асвета» и газеты «Настаўніцкая газета», «Инновационные процессы в образовании региона, или региональный портрет в инновационном формате», а так же мастер-классы, творческие отчеты учреждений образования.

В данном масштабном мероприятии приняло участие более 250 педагогов со всех регионов республики, а опытом поделились педагоги 66 учреждений образования.

Участники фестиваля отметили значимость подобного мероприятия, которое позволяет не только поделиться опытом, но и получить новый импульс для развития учреждения образования.

  

                            

свернуть

Республиканский семинар от 22 марта 2019 года.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР 

22 марта 2019 года под руководством научного консультанта доцента Л.Н. Воронецкой состоялась встреча участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)». В рамках семинара для участников инновационного проекта по образовательной программе «Организация инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования» обсуждены технологии обобщения и распространения  педагогического опыта. Инноваторы приняли активное участие в обсуждении технологии организации и проведения мастер-класса. Представители учреждений дошкольного образования Республики Беларусь презентовали достижения инновационного проекта через проведение мастер-класса. В ходе обмена передовым опытом участники семинара расширили кругозор и приобщились к новейшим областям научно-методических знаний.

                      

                   

свернуть

Участие в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации.

 

 

                                

Участие в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации

 

 

 

свернуть