Советы руководителя физического воспитания

Правильная осанка!

Правильная осанка

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а, следовательно, и газовый обмен в организме. Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо, скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии. Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочнице, где дети подолгу просиживают на корточках. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникают в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Основные требования к движениям детей, которые являются важными для формирования осанки

  • Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).
  • Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.
  • Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления на обе полусогнутые ноги (подскоки, подпрыгивания).
  • При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.

 Кроме упражнений в основных движениях (бег, прыжки, метание), с детьми надо выполнять упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. От выбора движения, составляющего основу упражнения, зависит его влияние на осанку.  В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук вперёд -  назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, мяч и на него надо посмотреть. В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.

 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

свернуть

Памятка для родителей «Здоровье начинается со стопы!»

Здоровье начинается со стопы!»

Уважаемые родители!

Детская стопа имеет ряд морфологических особенностей: широкая в передней части и сужена в пяточной части. Пальцы имеют веерообразное расхождение. Часто встречающаяся деформация стопы у детей связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе и беге, прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка.

Форма стопы также влияет на состояние осанки и позвоночника ребенка (может привести к деформации позвоночника, травматизации межпозвоночных суставов, перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, формированию сколиоза). Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

Факторы, влияющие на свод стопы:

Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями, физическим развитием, состоянием здоровья.

Внимание: недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, нерациональная обувь.  

            

                             Какой же должна быть обувь дошкольника?

  1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7мм (недопустимо носить с зауженной носочной частью, т.к. приводит к деформации большого пальца).
  2. Подошва должна быть гибкой, но не мягкой (удерживать пяточную часть обуви, поднять носочную). Подошва должна быть невысокая (каблук высотой 5-10мм, который увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов).
  3. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части и иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и служит для прочной фиксации стопы.
  4. Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена (переплетения, «окошки» и др.)

Помните, уважаемые родители, стопа оказывает влияние на весь организм, поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформации стопы с раннего возраста.

свернуть

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕЛАТЬ УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ!

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА  

ДЕЛАТЬ УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ

 

      Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, старайтесь, как можно раньше воспитать у ребёнка привычку делать каждый день утреннюю зарядку.

Продолжительность утренней гимнастики зависит от возраста ребёнка:

  • в 3 года - 5 минут,
  • в 6 лет – 10 – 12 минут.

    Важно постепенно увеличивать  количество упражнений (с 4 до 6), а также число их повторений (с 5 до 8), продолжительность бега и подскоков (С 10  до 30 секунд на каждое упражнение).

     Используйте во время зарядки с ребенком хорошо знакомые упражнения.

Для поддержания интереса ребенка к утренней гимнастике, необходимо каждые 10 дней заменять

1 – 2 упражнения.

     Следует обращать внимание на последовательность упражнений: сначала  2 вводных упражнения (потягивание, ходьба, бег), затем – упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног, опять ходьба и бег.

       При отказе ребенка заниматься зарядкой, обязательно  выясните для себя причину и попытайтесь её устранить.

     Перед занятием обязательно проветривайте комнату и уберите все предметы, которые мешают или могут разбиться.

Используйте игру во время зарядки, особенно с маленькими детьми. Это могут быть весёлые названия упражнений, например, «самолётик», «ветерок», «медвежонок». Попробуйте весь комплекс гимнастики провести как сюжетную игру, например, «Учим мишку упражнениям».

      Для разучивания новых игр и упражнений используйте дообеденное время или же время после дневного сна.

      Приобретите для занятий спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч. Одежда ребёнка для зарядки не должна затруднять движений.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

 

  • Ребёнка надо учить правильно дышать. Следить за  дыханием  малыша во время гимнастики.
  • Ребёнок с удовольствием занимается гимнастикой вместе со взрослым.
  • Обязательно контролируйте безопасность ребёнка, но старайтесь не подавлять его активность.
  • Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными прошлыми результатами.
  • Вселяйте в малыша уверенность похвалой.

 

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ

 

  • Раздражаться, если ребёнок неправильно выполняет упражнения.
  • Заниматься не систематически.
  • Посмеиваться над неумелостью ребёнка.
  • Надевать на ребёнка тёплую одежду.
  • Проводить зарядку в плохом настроении.
  • Надевать на ребёнка гольфы, шорты или другие вещи  с тугими резинками.
свернуть